6 ноября на сессии Народного Хурала состоялось первое чтение закона «О республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». В законопроекте один из его разделов посвящен программе обязательного медицинского страхования. О принимаемой территориальной программе мы попросили рассказать директора ТФОМС Дамбиниму Нимацыреновича Самбуева.


- С 1 января 2013 года вся система здравоохранения Российской Федерации, в том числе Республики Бурятии, согласно Федеральному закону № 326-ФЗ переходит на так называемое одноканальное финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования. Если в настоящее время средства обязательного медицинского страхование медицинские организации расходуют только на заработную плату с начислениями, медикаменты, продукты питания, а расходы на содержание медицинской организации обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета, то, начиная с нового года, все расходы по обеспечению процесса лечения будут оплачиваться за счет средств ОМС. Не войдут в структуру тарифа по обязательному медицинскому страхованию расходы инвестиционного характера: капитальный ремонт и приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Это во-первых. А во-вторых, согласно другому Федеральному Закону № 354-ФЗ, уплата субъектами Российской Федерации страховых взносов на неработающее население будет осуществляться по единым правилам и по единым подушевым нормативам, что приведет к увеличению финансирования территориальной программы ОМС и позволит обеспечить по всей России единую схему оплаты медицинской помощи.

Оплата медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, будет производиться по подушевому дифференцированному нормативу на количество прикрепленных к поликлинике застрахованных лиц, оплата помощи в стационарах - по законченному случаю. Для чего - это надо? Ответ кроется в отходе от старого принципа, когда в ряде регионах оплата за предоставленные медицинские услуги производиться по количеству посещений в амбулаторно-поликлинической сети, по койко-дням - в стационарах. Такой подход к оплате медицинской помощи не эффективен, поскольку медицинское учреждение в этих условиях заинтересовано в увеличении количества больных, количества коек в учреждениях, удлинении срока лечения, не создает стимулов в проведении профилактических мероприятий, в применении прогрессивных способов лечения, обеспечивающих эффективное расходование средств.


Остановимся на одноканальном финансировании. Немного ранее республика начинала входить в русло единого источника поступления средств. Не поторопились ли мы с этим?

В 2008-2009 годах в качестве пилотного проекта Бурятия успешно осваивала этот путь. Опыт работы в условиях оплаты расходов на медицинскую помощь из одного источника финансирования положительный, поскольку учреждение заинтересовано в эффективном расходовании средств, направляемых на оплату медицинской помощи. Не смотря на то, что с 2009 года одноканальное финансирование через систему ОМС не осуществляется, принцип одноканальности в системе здравоохранения республики сохранен. Средства на содержание государственных и муниципальных медицинских организаций аккумулируются на уровне Министерства здравоохранения республики, что позволит безболезненно в 2013 году передать их в систему обязательного медицинского страхования.


Сегодня СМИ активно поднимают тему качества и доступности медицинских услуг. Этот вопрос затрагивает многие стороны. Как представлена её финансовая сторона.

Если сравнивать финансирование территориальной программы ОМС в течение трех последних лет, то она принималась, как всем известно, в разной степени недофинансирования. Так, в 2010 дефицит составлял – 42,6 %, 2011 – 36,4%, 2012 - 27 %. В 2013-м, впервые за все время существования Фонда обязательного медицинского страхования, территориальная программа ОМС будет утверждена без финансового дефицита в размере 8 млрд. 510 млн. рублей.

Откуда появилась эта цифра? Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года №1074 «О Программе РФ о программе ОМС на одного застрахованного человека установлена сумма в размере 5942 рубля. Эта цифра умножается на количество застрахованных на территории Бурятии 971 тысячу человек. К этой цифре мы прибавляем районные, северные коэффициенты, индекс бюджетных расходов. В итоге получается названная сумма.

Я считаю, что этих средств будет достаточно. В условиях бездефицитного финансирования увеличатся расходы на заработную плату медицинских работников, медикаменты, питание, что в конечном итоге должно обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи нашим застрахованным пациентам.


При достаточном финансировании станет само собой разумеющееся повышение качества медицинской помощи или здесь предстоит невидимая для пациентов работа по ее обеспечению?

Достаточное финансовое наполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования должно обеспечить более качественную и доступную медицинской помощи для наших застрахованных. Тем более, что пациент имеет право выбора медицинской организации и врача. И это закреплено законодательно. Медицинские организации будут конкурировать между собой за привлечение к себе пациентов, тем более, что их число увеличилось по сравнению с 2012 годом. Если в 2012 году в системе обязательного медицинского страхования функционировало 70 медицинских организаций, то в 2013 году их 89, из которых 19 частной формы собственности. С перечнем таких медицинских организаций вы можете ознакомиться на нашем сайте (tfoms.ru). Пациент пойдет только в те медицинские организации, которые позволят ему получить качественную, удовлетворяющую его медицинскую помощь. Где не будет места грубости, хамству, вымогательству со стороны медицинского персонала.

Теперь перейдем к вопросу о доступности медицинской помощи. В настоящее время решением пленума Верховного суда в предоставлении гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Согласно закону в случае, когда медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь не обеспечила выполнения необходимых лечебно-диагностических мероприятий в сроки, регламентированные Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи пациенту и их платно оказала другая медицинская организация, то пациент имеет право обратиться в «свою» поликлинику за возмещением понесенных им расходов.

Необходимо отметить, что полное финансовое наполнение Территориальной программы ОМС должно исключить оказание платных медицинских услуг, не регламентированных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, какие-либо соплатежи со стороны пациентов, не говоря о взимание денежных средств с пациентов в руки медицинскому персоналу.


Известно, что и скорая медицинская помощь войдет в ОМС. Как она будет финансироваться?

Оплата услуг, оказываемых станциями скорой медицинской помощи будет производиться по подушевому принципу с учетом количества прикрепленных застрахованных лиц к поликлиникам г. Улан-Удэ, поликлиникам центральных районных больниц.

В заключении хочу подчеркнуть о необходимости менять сложившуюся годами, в условиях дефицита средств инерционную психологию медиков. Так, как было раньше, уже будет наказываться законом/

 
Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС
Мы в соцсетях

      ок.jpg

Интерактивная карта системы ОМС Республики Бурятия
Проверить полис ОМС и прикрепление к МО
Укажите серию полиса буквами русского алфавита.
Серия:        Номер:                   
    
Проверить изготовление нового полиса
Номер временного свидетельства
  (серия и номер без пробелов):
                
Вход в закрытую часть

Логин:

Пароль: